Гомельский облисполком
Адрес: 246050, Гомель, пр. Ленина, 2

Меню
Главная Экономика Торговля Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

Перечень общественных объединений потребителей осуществляющих защиту прав потребителей на территории Гомельской области

Гомельская область

Гомельская городская организация  общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей»

Бешенко Людмила Ивановна

246050, г. Гомель, 
ул. Жарковского, 26, 
комн. 2-5а
тел.: 8 029 630-29-68

Жлобинская районная  организация  общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей»

Каян Галина Степановна

247210 г. Жлобин,
ул. Первомайская, д. 76 
тел.: 8 029 315 88 74

Гомельское городское  общественное объединение «Защита прав потребителей»

Островерхова 
Антонина Николаевна

246029, г. Гомель, пр. Октября, 
д. 23, ком 4, 
тел.: 8 029 669 35 61,
8 0232 25 53 26

Гомельское городское  общественное объединение «Правовая помощь потребителю»

Абрамов Юрий Григорьевич

246010, г.Гомель, 
ул. Пригородная, 4, ком. 1-8
 

 

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 г. Спустя два года — 9 апреля 1985 г. — Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность.

С 2000 года в нашей стране на государственном уровне учрежден День потребителей – 15 марта.

Международная Федерация потребительских организаций (CI) традиционно каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. В 2010 году – «Качество товаров и услуг – знак качества жизни», 2011 год - «Потребители за честные финансовые услуги», 2012 год - «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг», в 2013 году – «Потребительское правосудие сегодня», 2014 году «Обеспечение защиты прав потребителей мобильной связи», 2015 году темой Всемирного дня защиты прав потребителей выбрана тема здорового питания и др.

В 2018 году темой Всемирного дня защиты прав потребителей выбрана «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Эта тема поддержана Консультативным советом по защите прав потребителей государств-участников СНГ для проведения Дня потребителя в странах СНГ.

Все активнее в нашу жизнь входят цифровые технологии, которые изменяют характер многих услуг и продуктов. Так к уже привычным услугам по обеспечению онлайн оплаты за приобретенные услуги и товары, сегодня добавилась возможность пользоваться настройками автоплатежей на оплату ЖКУ, мобильной связи и Интернета.

В этой связи особое внимание необходимо уделять обеспечению соблюдения прав потребителей на свободу выбора товара и на получение полной, достоверной и понятной информации о товарах, работах услугах, а также об исполнителях, продавцах, изготовителях и поставщиках в целях принятия потребителями обоснованных решений относительно приобретения товаров (работ, услуг).

Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики. 

В настоящее время индустрия электронной коммерции по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично.

Согласно информационно-справочной системы «Торговый реестр Республики Беларусь» по состоянию на 01.01.2018 г. в Гомельской  области насчитывается 705 интернет-магазинов, еще в 2010 г. их насчитывалось 87. За последние 7 лет количество интернет-магазинов увеличилось более чем в 7,8 раза.

Все чаще мы покупаем дорогую технику - телевизоры, холодильники, стиральные машины через интернет-ресурсы. Это удобно и быстро.

Всеобщее понимание всех потребителей как правильно приобрести товары посредством сети Интернет (средств связи, мобильных приложений и др.) может способствовать правильному выбору продавца (исполнителя), а также восстановлению нарушенных прав потребителей в случае приобретения товаров и оказания услуг ненадлежащего качества.

Чтобы оградить себя от недобросовестных продавцов в сети Интернет каждый потребитель должен знать следующее:

Приобретая товары в интернет-магазинах, имеющих расширение зоны «.com» и т.п., или на интернет-сайтах, где продавец указывает только электронную почту или телефон, защитить права потребителей сложно, так как определить субъекта торговли в этих случаях затруднительно.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь доменное имя интернет-магазина должно находиться в национальной доменной зоне, имеющей обозначение «.by», «.бел»

1. продавец на сайте Интернет - магазина должен довести до сведения потребителя на белорусском или русском языке следующую информацию:

о наименовании своей организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа осуществившего государственную регистрацию);

о режим работы магазина;

о дате регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь;

о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром (образцы таких документов и порядок их оформления размещаются на сайте интернет-магазина);

о товаре (наименование, место нахождения изготовителя и импортера, а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание;

об установленных гарантийных сроках на товар, дата изготовления и срок службы (срок годности или срок хранения товара);

о цене товара;

о наличии товара в продаже;

о сроках доставки товара, цена и условия оплаты доставки товара;

2. с 16 июня 2013 года в интернет-магазинах в обязательном порядке все без исключения продавцы должны выдавать кассовый чек.

Предъявить претензию по некачественному товару покупатель вправе и без чека при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке, наличии идентификационных знаков и т.д.). При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара;

3. при доставке товара, приобретенного в интернет-магазине потребитель должен сопоставить информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный телефон, подпись продавца). Такие отметки, как имя и номер мобильного телефона на указанных документах  не допускаются, т.к. при выявлении недостатков зачастую трудно потом установить продавца.

Покупатель удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца;

4. при приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». 

Кроме того, в целях информирования потребителей по вопросам защиты прав потребителей на официальных сайтах Гомельского облисполкома, Гомельского городского и районных исполнительных комитетов (далее - гор(рай)исполкомы) размещена следующая информация для потребителей:

ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ МЕСТНЫХ  ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ  В 2017 ГОДУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В Гомельской области функции по защите прав потребителей осуществляют 23 уполномоченных по защите прав потребителей Гомельского областного, городского и районных исполнительных комитетов.

За 12 месяцев 2017 г. года рассмотрено  689 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей из них 422 (61,2%) - в сфере торговли, 22 (3,2%) - общественного питания, 148 (35,1%) - бытового обслуживания, 7 - по оказанию платных услуг,  87 (12,6%) -  по иным вопросам в сфере защиты прав потребителей. Все письменные и устные обращения рассмотрены в установленные законодательством Республики Беларусь сроки, заявителям направлены ответы.

Проведенный анализ обращений граждан по защите прав потребителей показывает, что наибольший удельный вес в структуре обращений потребителей занимает торговля - 61,2%, это связано с востребованностью данной отрасли. Обращения граждан в основном содержат следующие вопросы:

         - качество реализуемого товара;
         - качество и культура  торгового обслуживания;
         - приобретение товара через интернет-магазины.

Эффективность системы защиты прав потребителей напрямую зависит от быстрого и качественного решения проблем потребителей, причем административное или судебное вмешательство должно быть скорее исключением, чем правилом. Следует отметить, что в области сложилась практика работы с потребителем в первую очередь в досудебном порядке.

По результатам обращений за 2017 год уполномоченными по защите прав потребителей составлено182 протокола об административных правонарушениях, вынесено 70 предписаний  об устранении нарушений законодательства. Возмещено материального ущерба на сумму 5359,79  рублей.

Так же следует отметить, что за 2017 год составлено 16 исковых заявлений,  9 из которых в настоящее время удовлетворено судом.

15 марта 2018 г. в области запланировано проведение Дня потребителя под девизом:«Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными», в рамках которого будут организованы «горячие» и прямые телефонные линии с сотрудниками местных исполнительных и распорядительных органов, выступление в местных СМИ  с информацией об актуальных вопросах в сфере защиты прав потребителей, в том числе при приобретении товаров (работ, услуг) посредством сети Интернет, правовых механизмах защиты потребительских прав и законных интересов граждан, а так жераспространение указанной информации через иные источники,а именно стенды на рынках, распространение памяток-листовок и др.

Список уполномоченных по защите прав потребителей местных исполнительных и распорядительных органов Гомельской области по состоянию на 01.01.2018 г.

 

 

Разъяснения Министерства торговли Республики Беларусь по вопросам соблюдения торговыми предприятиями законодательства в части предоставления скидок на товары и обеспечения сохранности вещей, оставленных в камерах хранения

- О предоставлении скидок
- По вопросам информирования в сфере торговли и услуг

ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (В СХЕМАХ)

ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ

- ПЛАКАТ «О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

- Памятка потребителю при покупке продовольственных товаров
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ (doc, 65Kb)
- Права потребителей при выполнении работы либо оказании услуги (doc, 75Kb)
- Права потребителей при приобретении мобильных телефонов (doc, 70Kb)
- Особенности осуществления покупок в интернет-магазине (doc, 75Kb)
- Оплата товаров
- Права потребителей при приобретении товара
- Образцы иска, претензии и заявления о предоставлении информации из ЕГР


ПРЕДУПРЕЖДАЕМ: РЕКЛАМА «УДИВИТЕЛЬНАЯ СИЛА ПРИРОДЫ» ЯВЛЯЕТСЯ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ
Исцеляет ли «Алтайский целитель»? (doc, 29Kb)

О безопасности отдельных видов продукции легкой промышленности

«О результатах госсаннадзора за оборотом игрушек»